Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь Официальный логотип Белгидромета БЕЛГИДРОМЕТ
Меню
Главная / Об учреждении / Пресс-центр / Новости и события
28.05.2020

Обзор международных новостей

ВМО укрепляет приверженность науке:
Научно-консультативная группа экспертов избрала председателя и заместителя председателя
Назначен новый главный научный эксперт Секретариата ВМО

Женева, 20 мая 2020 года — Научно-консультативная группа экспертов Всемирной метеорологической организации избрала нового председателя и заместителя председателя в целях укрепления взаимодействия с широким научным сообществом и оказания поддержки эволюции ее мандата в области погоды, климата, водных ресурсов и связанных с ними наук об окружающей среде и социальных наук. В рамках исторического процесса реформирования ВМО были созданы два новых научных органа. Научно-консультативная группа экспертов, в состав которой входят ведущие мировые ученые, служит в качестве крупного аналитического центра, предоставляющего стратегические руководящие указания на десятилетний период. Совет по исследованиям состоит из экспертов высокого уровня по вопросам исследований в области погоды, климата и воды, связанных с развитием обслуживания и инфраструктуры.



Председателем является  Жильбер Брюне, главный научный эксперт и руководитель группы по науке и инновациям Австралийского бюро метеорологии. Опха Полин Дьюб, доцент кафедры наук об окружающей среде Университета Ботсваны, является заместителем председателя.
Научно-консультативная группа экспертов ВМО была создана в 2019 году в рамках  масштабной реформы структур управления ВМО. Группа состоит из 15 выдающихся международных экспертов, и перед ней поставлена задача консультировать Конгресс и Исполнительный совет ВМО по вопросам, касающимся стратегий ВМО в области исследований и оптимальных направлений научной деятельности на ближайшие десятилетия.
«ВМО усиливает свою стратегическую приверженность комплексному и междисциплинарному научному подходу и углубляет сотрудничество между специалистами оперативной и научно-исследовательской деятельности, с тем чтобы противостоять вызовам и извлечь максимальную выгоду из возможностей нашего стремительно меняющегося мира», — заявил Генеральный секретарь ВМО Петтери Таалас.
«Работа Научно-консультативной группы экспертов и Совета по исследованиям укрепит глобальную репутацию и значимость ВМО в качестве центра международного сотрудничества в области погоды, климата, водных ресурсов и связанных с ними наук об окружающей среде и социальных наук в рамках системы Организации Объединенных Наций», — сказал профессор Таалас.


Профессор Таалас также назначил нового главного научного эксперта Секретариата ВМО. Юрг Лютербахер будет совмещать эту роль с должностью директора Отдела науки и инноваций ВМО. В течение последних десяти лет профессор Лютербахер занимал должность председателя группы по климатологии, динамике и изменению климата, а в течение последних двух лет он был заведующим кафедрой географии и членом Центра международного развития и исследований окружающей среды Гисенского университета имени Юстуса Либиха (Германия).
Новые назначения являются частью более широкой деятельности ВМО по реструктуризации, которая направлена на привлечение государственного, частного и научного секторов для поддержания развития концепции «наука-обслуживание», а также системного подхода к созданию широкого спектра метеорологического, климатического, гидрологического и океанического обслуживания, связанного с многими опасными явлениями.
Д-р Брюне поступил на работу в Бюро метеорологии в 2018 году в качестве главного научного эксперта и руководителя группы по науке и инновациям, возглавив команду из примерно 160 сотрудников, ответственных за исследования, концепцию «исследования — оперативная работа» и инновации в предпринимательстве. С 2006 по 2018 год он занимал должность директора Отдела метеорологических исследований (ОМИ) при Министерстве охраны окружающей среды Канады (МООСК). В течение этого периода Жильбер был временно (с 2012 по 2015 год) откомандирован в Метеорологическое бюро Соединенного Королевства на должность директора Отдела метеорологии.
С 2007 по 2014 год д-р Брюне был председателем Научного руководящего комитета Всемирной программы метеорологических исследований ВМО.
«Я внес вклад в ряд международных инициатив по стратегическому планированию в области науки о погоде и климате. На протяжении последних двадцати лет я придерживаюсь мнения о том, что развитие диалога и сотрудничества между климатологами, метеорологами и социологами, а также заинтересованными сторонами из политической, экономической и социальной областей — единственный способ реагирования на сегодняшние и будущие общественные приоритеты», — сказал д р Брюне.
«Изменение климата и растущая подверженность людей опасным погодным и экологическим явлениям приводят к тому, что спрос на бесперебойно функционирующие обслуживание и продукты, связанные с погодой, климатом и окружающей средой, растет и становится более многокомпонентным. ВМО стремится решить все более сложную задачу по предоставлению наилучшего возможного экологического обслуживания для всех стран во всех временных масштабах. Поэтому для достижения своих целей ВМО будет нуждаться в надежных научных руководящих указаниях и помощи со стороны Научно-консультативной группы экспертов и Совета по исследованиям», — сказал он.
Профессор Дьюб — ученый в области глобального изменения окружающей среды, она принимала участие в местных, региональных и международных исследовательских инициативах и руководила ими, применяя инновационные подходы для привлечения ресурсов и мотивации групп и объединяя естественные и социальные науки для решения экологических проблем, вызывающих серьезную обеспокоенность общественности, например деградация земель, изменение климата, экологические опасности и бедствия и другие. Профессор Дьюб является сопредседателем Научно-консультативного комитета в рамках Инициативы по климатическим исследованиям в целях развития для Африки (CR4D) и соредактором журнала «Current Opinion in Environmental Sustainability Journal» (Современные мнения в области экологической устойчивости).
«Я была приятно удивлена тем, что сначала меня назначили членом первой Научно-консультативной группы экспертов ВМО, а затем избрали на должность заместителя председателя, что еще более почетно. Эти события дают мне прекрасную возможность представлять глобальный Юг и, надеюсь, вдохновлять многих женщин. Я с нетерпением жду начала совместной работы с коллегами из Научно-консультативной группы экспертов и других органов ВМО в целях укрепления справедливости и расширени доступа к метеорологической науке и исследованиям в Регионах ВМО, а также принятия комплексного практического подхода к глобальной адаптации и повышению устойчивости», — сказала профессор Дьюб.

Источник: wmo

ООН запускает соцсети по климату на русском языке


Секретариат ООН по климату запускает русскоязычную версию своего сайта и каналов в социальных сетях. Запуск русскоязычной версии сайта рамочной конвенции ООН об изменении климата стал возможен благодаря добровольному финансовому взносу правительства России. В МИД РФ заявили, что климатические изменения остаются одним из важнейших вызовов, стоящих перед современным человечеством, и Россия всегда самым активным образом участвовала в деятельности международного сообщества на этом направлении.
Сегодня, когда сайт «заговорил» на русском языке, появилась возможность не только поделиться итогами этой многолетней работы с десятками миллионов русскоговорящих пользователей по всему миру, но и привлекать на постоянной основе экспертов, журналистов, представителей общественных организаций, простых граждан, особенно молодежь, к усилиям в области климата.
Информация на сайте Секретариата ООН по климату уже публикуется на английском, испанском и французском языках. Версии веб-сайта на всех доступных языках располагаются по адресу: http://unfccc.int/. На странице размещаются материалы по переговорному процессу Рамочной конвенции ООН об изменении климата, данные о мероприятиях и действиях по борьбе с изменением климата, документы секретариата, а также новости по проблематике изменения климата.
Рамочная конвенция ООН об изменении климата охватывает 197 стран. В 1997 году в развитие положений конвекции был принят Киотский протокол. В 2015 году на базе Конвенции было заключено Парижское соглашение. Его участники условились не допустить повышения средней температуры на планете к 2100 году более чем на 2°С по сравнению с показателем доиндустриальной эпохи.

Источник: meteovesti.ru

Климат меняется на всех континентах


Ещё совсем недавно учёные говорили о том, что установление жаркого и влажного климата в тропиках и субтропиках произойдёт при сохранении нагревания планеты только к концу нынешнего столетия. Но новые данные говорят о том, что эти изменения уже начались, причём сразу на всех континентах.
Согласно исследованию учёных из Колумбийского университета США, беспрецедентная жара и влажность уже становятся реальностью во многих местах в Азии, Африке, Австралии, Южной и Северной Америке, включая побережье Мексиканского залива. Вдоль Персидского залива было зафиксировано несколько кратких вспышек, превосходящих теоретический порог выживаемости человека. Пока такие случаи происходят на ограниченной территории и длятся несколько часов, но их частота и интенсивность нарастают, пишет Phys.org. И происходит это в прямом соответствии с глобальным потеплением.
Считается, что влажность опасна для человека, потому что затрудняет процесс естественного охлаждения тела через пот. Сухой горячий воздух испаряет влагу с тела, понижая её температуру, но если воздух и так влажный, то испарение замедляется и может даже прекратиться. В таком случае тело нагревается выше порога выживаемости, и внутренние органы начинают отказывать. Даже физически подготовленный человек, находясь в тени и имея достаточно питьевой воды в своем распоряжении, может умереть за несколько часов.
Впервые проанализировав почасовые данные погодных станций с 1979 по 2017 г.г., учёные обнаружили, что сочетание высокой температуры и влажности за изучаемый период удвоилось. А потенциально фатальные показатели фиксировались в трёх городах Саудовской Аравии, Катара и ОАЭ – Даммане, Дохе и Рас-Аль-Хайме, население которых составляет более 3 миллионов человек.
Инциденты в основном происходят на берегах рек, озёр или заливов, где испарения увеличивают влажность воздуха. В некоторых регионах, расположенных в глубине материка, влажность приносят муссоны или ирригационные каналы. Наибольшей опасности подвержены бедные страны, где у жителей нет не только кондиционеров, но и электричества, а для поддержания жизни они вынуждены работать под открытым небом. Рост случаев непереносимой жары рано или поздно разрушит их экономику.
По мнению климатологов из Австралийского университета Нового Южного Уэльса, многие районы Земли оказались намного ближе, чем ожидалось, к достижению устойчивой невыносимой жары. Ранее считалось, что у нас есть гораздо больший запас прочности.
Напомним, что 2019 год стал одним из самых тёплых в истории человечества. Особенно жарким выдался июль, когда средняя температура планеты была на 0,95°C выше, чем средняя температура за весь XX век. И похоже, что экстремальная погода становится новой нормой.

Источник: meteovesti.ru

Во Франции задумали необычный экологический проект
  

Молодой офицер торгового флота Франции, оказавшись в середине 2010-х по долгу службы в Сенегале, увидел горы пластикового мусора в воде и на суше и нищету. Тогда у него зародилась идея – дать людям возможность заработать на сборе и переработке пластика. Идея привела к созданию проекта «Plastic Odyssey». И уже летом-осенью 2020 года (при условии, что пандемия ослабеет и начнут открываться границы) в 3-летнюю экспедицию отправится необычное судно: его единственным источником топлива станет пластик. Пластик будут собирать в ходе каждой из 30 запланированных на пути остановок вдоль трёх континентов; часть его утилизируют, а отходы, не подлежащие вторичной переработке, с помощью пиролиза преобразуют в жидкое топливо.
Основные цели экспедиции – изучать местные культуры и проблемы с отходами, а далее инициировать создание небольших предприятий по утилизации и переработке пластика (борьба с нищетой в бедных странах), проводить эколого-образовательные программы по сокращению отходов; стать мировым послом по борьбе с пластиковым загрязнением во всем мире.Чтобы вписаться в экологичный подход к проекту и поддержать идею – дать вторую жизнь устаревшим вещам, было приобретено именно подержанное судно: его год постройки – 1975 год. Бывший 40-метровый океанографический исследовательский корабль преобразуют для конкретных нужд экспедиции «Plastic Odyssey».
В кормовой части корабля разместится утилизационный цех. Кроме того, он будет выполнять функцию демонстратора: аналогичные небольшие заводы и цеха могут быть установлены на суше в посещаемых странах. Носовая часть корабля будет служить наглядным примером того, что можно сделать из переработанного пластика. К примеру, каюты экипажа продемонстрируют будущие номера отелей, а кухня-столовая станет источником вдохновения для всех желающих вести экологичный образ жизни, площадкой для использования инновационных технологий и вещей в кафе-ресторанах... К работе привлекут инженеров, эко-дизайнеров, биотехнологов и т.д. Их находки и решения должны вдохновить компании, которые хотят уменьшить влияние пластика на окружающую среду, найти инновационные подходы к данной экологической проблеме. Основное внимание будет также уделяться поиску «мягких стимулов» для изменения поведения потребителей, настраивая их на «зелёный» образ жизни.
При благоприятных условиях старт проекту будет дан во Франции, далее судно «Plastic Odyssey» пройдет вдоль атлантического берега Африки, потом развернется к Латинской Америке, пройдет по Азиатско-Тихоокеанскому региону, вернётся к Африке и финиширует в Европе через 3 года.

Источник: meteovesti.ru

Норвегия навсегда прощается с бензином! Разработан план полного отказа от бензиновых двигателей

Электромобили составили 31% всех новых машин, проданных в Норвегии в 2018 году. Это самый высокий показатель в мире. У маленькой страны амбициозная цель - к 2025 году полностью отказаться от бензиновых двигателей...
Если будущее автомобилей - это электродвигатели, то Норвегия является хорошим примером того, как это будущее будет выглядеть. Во время прогулки по улицам Осло в глаза бросается огромное число машин Tesla, проезжающих мимо. И действительно, Норвегия является самым большим рынком сбыта Tesla в Европе. За прошлый год американский производитель поставил туда более 8600 автомобилей. Ожидается, что в 2019 году число проданных машин резко возрастет, когда на норвежском рынке появится новая Tesla Model 3.
Но дело не только в Tesla. В Норвегии в прошлом году был установлен и другой рекорд - по продаже транспортных средств с нулевым уровнем выбросов. Сюда входят не только автомобили на аккумуляторах, как, например, Tesla Model S или Nissan Leaf, но и машины, работающие на электроэнергии от встроенных топливных элементов на водороде.
Среди всех новых автомобилей, зарегистрированных в Норвегии в 2018 году, почти треть имеют нулевой уровень выбросов. Годом ранее этот показатель составлял 21 процент. Продажи экологичных автомобилей выросли на 40 процентов по сравнению с 2017 годом, сообщила норвежская Служба информации дорожного движения (OFV). Таким образом, из двух миллионов машин на дорогах Норвегии 10 процентов составляют экологичные автомобили.
Успехи Германии по сравнению с северными соседями не столь впечатляющие - даже несмотря на то, что в ФРГ продажи автомобилей с нулевым выбросом веществ в 2018 году рекордно увеличились на 43 процента. В абсолютном выражении это выглядит более скромно - всего один процент от всех проданных в прошлом году машин.
Секрет успеха Норвегии заключается в щедрых государственных льготах, которые действую как на национальном, так и на местном уровне. Во-первых, электрокары не облагаются НДС и налогом на покупку автомобиля. Так, на норвежском рынке Volkswagen eGolf с электрическим мотором стоит намного дешевле, чем обычный вариант Golf на бензине.
Во-вторых, муниципалитеты по всей стране позволяют владельцам экологичных машин бесплатно парковаться, бесплатно подзаряжать свои автомобили и в некоторых местах даже пользоваться специальными полосами для общественного транспорта.
Наконец, обычные автомобили в Норвегии всегда были достаточно дорогими. Это означает, что правительству не пришлось резко повышать налог на загрязняющие окружающую среду машины, чтобы сделать экологичные модели дешевле.
"Курс Норвегии в отношении автомобилей с нулевым уровнем выбросов стал предметом гордости для наших политиков, - говорит профессор Марианне Ригхауг (Marianne Ryghaug) из Норвежского университета естественных и технических наук (NTNU). - Мы становимся местом для экспериментов с электрифицированным транспортом, что подталкивает производителей к дальнейшим инновациям и постоянному улучшению опыта потребителей".
Возможно, наиболее яркой иллюстрацией норвежского успеха в области электромобилей является тот факт, что общий объем продаж новых автомобилей сократился на 7 процентов. Множество покупателей откладывают покупку новой машины до тех пор, пока не смогут выбрать электрокар по своему вкусу, сообщает Служба информации дорожного движения..
Нынешнее правоцентристское правительство во главе с премьер-министром Эрной Солберг (Erna Solberg) пообещало сохранить основные налоговые послабления до следующих выборов в 2021 году. Однако от некоторых незначительных привилегий придется постепенно отказаться.
У владельцев электромобилей в Норвегии есть скидки на паромную переправу, пользование дорогами и парковку
Например, Осло решил ограничить использование электрокарами дорожных рядов, предназначенных для автобусов. Это пришлось сделать после того, как водители общественного транспорта стали жаловаться на то, что слишком много электромобилей затрудняют движение. Теперь владельцы электромобилей смогут использовать выделенные для автобусов полосы только в том случае, если в салоне находятся пассажиры.
Наиболее существенным изменением стала отмена свободного проезда по платным дорогам. С начала 2019 года водителям электромашин придется платить половину пошлины, взимаемой с обычного транспорта. Размер этого сбора будет и дальше увеличиваться в течение следующих 5 лет.
"Поскольку по нашим дорогам ездит все больше электрических автомобилей, рано или поздно льготы будут сокращены", - заявила член окружного совета Аннете Солли (Annette Solli) норвежкой общественной телекомпании NRK. Число электрокаров в ее округе Акерсхус, находящемся на границе с Осло, - одно из самых высоких в стране.
Тем не менее политик подчеркнула, что пока что речь об отмене всех льгот не идет: "Очевидно, что они работают. У нас все больше машин с нулевым уровнем эмиссии, и это очень важно. Я думаю, время сокращать льготы не придет, пока мы не достигнем нашей цели". И цель эта звучит очень амбициозно: к 2025 году страна хочет полностью отказаться от продажи новых автомобилей с двигателем внутреннего сгорания.
Между тем в ближайшее время на рынке должно появиться множество новых моделей экологичных авто - от Audi e-tron до Tesla Model 3. Так что в 2019 году, скорее всего, будет поставлен еще один рекорд по продажам электрокаров.

Источник: dw.com


 

Специализированные сайты и сайты филиалов