Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь Официальный логотип Белгидромета БЕЛГИДРОМЕТ
Меню
Главная / Об учреждении / Пресс-центр / Новости и события
16.06.2023

Обзор международных новостей

Китай установил на Эвересте высочайшую метеостанцию в мире
Фото: 5350755 / Pixabay
Китайские учёные установили на высоте 8830 метров новую автоматическую метеорологическую станцию. Об этом сообщает ТАСС, со ссылкой на Центральное телевидение Китая. Станция является наиболее высокорасположенным подобным устройством в мире. Она должна заменить собой аналогичное устройство на высоте 8 430 м, которое было установлено в 2019 году.
Экспедиция Института исследований Тибетского нагорья при Академии наук Китая, состоящая из 13 человек, вышла из лагеря на высоте 8 300 м в среду, 3 мая, в 3 часа по местному времени, а установка новой метеостанции состоялась в 12 часов 46 минут.
Кроме того, участники экспедиции собрали образцы льда и снега и замерили их толщину на вершине при помощи специального высокоточного радара. Все оборудование станции весит около 50 кг, для подъёма оно было разобрано на составные части.
Всего проект предусматривал развертывание на Эвересте восьми подобных станций, включая расположенную на вершине. В прошлом году были установлены четыре из них: они находятся на высотах от 5200 до 6500 м. С начала этого года на северном склоне Эвереста альпинисты и учёные развернули ещё три подобных станции на высотах 7028, 7790 и 8300 м над уровнем моря.
По мнению китайских исследователей, Эверест испытывает на себе влияние глобального потепления. Причём, согласно гипотезе учёных, факторы повышения температуры становятся ещё заметнее пропорционально увеличению высоты над уровнем моря. Эта гипотеза основана на тех данных, которые исследователи смогли получить на высотах до 5000 м, так как ранее необходимого оборудования выше по склону Эвереста было недостаточно.
Восемь новых станций будут собирать информацию о скорости ветра, его направлении, влажности воздуха. Кроме того, с их помощью учёные получат намного больше информации о таянии ледников на больших высотах.
Эверест является высочайшим горным пиком мира. Гора входит в гималайский хребет Махалангур-Химал и расположена на границе Непала и Тибетского автономного района КНР. В декабре 2020 года Китай и Непал после совместных экспедиций и измерений объявили новую скорректированную высоту Эвереста: она составляет 8 848,86 м над уровнем моря, на 86 см выше, чем считалось ранее.

Человечество подорвало «здоровье Земли»
nature.com 
Наша планета всё больше страдает из-за деятельности человека; она подходит к опасной черте, за которой масштабная катастрофа может стать необратимой. «Здоровье Земли» не отвечает семи из восьми ключевых показателей планетарной безопасности. Такие данные приводит международная группа учёных Комиссии Земли (Earth Commission group) в исследовании,  опубликованном в журнале Nature.
В Earth Commission предложили набор первоочередных параметров (ESB), по которым оценивается состояние планеты. В список вошли климат, биосфера, пресная вода, питательные вещества (азот, фосфор и т.д.), глобальное загрязнение, включая аэрозольное (качество воздуха), состояние ледников, плодородие почвы и парниковый эффект. Эти домены были выбраны по следующим причинам. Они охватывают основные компоненты земной системы (атмосферу, гидросферу, геосферу, биосферу и криосферу) и связанные с ними процессы (круговорот углерода, воды и питательных веществ). Эти компоненты и процессы лежат в основе систем жизнеобеспечения планеты и, следовательно, благосостояния людей на Земле; они влияют на временные рамки, имеющие отношение к политике; они могут повлиять на стабильность земной системы и будущее развитие мира. Предлагаемые ESB, по мнению западных учёных, основаны на существующих исследованиях, экспертных оценках и распространённых нормах, таких как «Цели устойчивого развития».
Нарушение ESB широко распространено в пространстве: два или более параметров отмечаются на 52% поверхности суши, что затрагивает 86% населения планеты. В некоторых регионах наблюдается множество «расстройств» ESB, при этом четыре или более параметров нарушены для 28% населения, которые «укладываются» на 5% поверхности суши. Таким образом, нарушения в горячих точках сосредоточены в регионах с высокой плотностью населения, что вызывает серьёзные опасения по поводу справедливости будущих поколений.
Авторы публикации отметили, что планета уже столкнулась с климатическим кризисом, растущей нехваткой пресной воды, дисбалансом в распределении питательных веществ и аэрозольным загрязнением атмосферы. Все эти факторы представляют угрозу для глобальных систем жизнеобеспечения и усугубляют социальное неравенство в обществе.
Часть же учёных заявляет, что не надо придумывать какие-то индексы «здоровья планеты» и разгонять панику об апокалипсисе; надо внимательно изучать мать-природу – у неё ещё много тайн ; следует считывать её подсказки и прислушиваться к ним, говорить и договариваться с Природой, и адаптироваться под неё.

Изменение климата усилило турбулентность атмосферы
Фото: koon boh Goh / Pixabay
Изменение климата может к середине XXI века увеличить число случаев турбулентности в атмосфере в 2–3 раза. Новые исследования учёных из Редингского университета (Великобритания) показали, что уже в настоящее время турбулентность атмосферы Земли над Атлантикой и другими океаническими регионами за последние 40 лет выросла примерно на 17–55%,   сообщает  ТАСС, ссылаясь на исследователей, опубликованную в издании Geophysical Research Letters journal.
Турбулентность приносит массу неудобств для пассажиров и пилотов и в некоторых случаях она опасна для их жизни. Кроме того, каждая лишняя минута, проведённая в турбулентном потоке воздуха, повышает износ самолётов. Наблюдения учёных показывают, что авиакомпаниям уже сейчас нужно думать о том, как бороться с этой проблемой, которая ежегодно обходится только американским корпорациям в 150–500 млн долларов.
Турбулентность – особый феномен, который возникает в атмосфере Земли, а также в различных жидких и газообразных средах, при резком увеличении скорости движения потоков воздуха, газов или жидкостей. При определенном стечении обстоятельств в таких случаях возникают хаотично движущиеся волны, которые мешают дальнейшему движению материи этих сред и объектов, которые в них находятся.
Как отмечают исследователи, турбулентность, возникающая в чистом небе, так называемая «турбулентность ясного неба», представляет собой особенную опасность для авиации, так как выявить её с большого расстояния очень сложно. В результате этого самолёты достаточно часто попадают в подобные зоны, которые особенно часто встречаются над Атлантикой и другими открытыми и протяженными областями Мирового океана.
Недавно коллеги климатологов по университету обнаружили, что зоны турбулентности будут на 40–170% чаще возникать над Атлантикой и другими океанами Земли в ближайшие несколько десятилетий. Причиной этому станут рост температур воздуха и другие последствия изменения климата. Это открытие заставило исследователей изучить то, как поменялась частота подобных инцидентов в последние 40 лет при воздействии аналогичных климатических факторов.
Для этого учёные просчитали, как часто возникали зоны турбулентности в Атлантике и в других регионах мира в 1979 году, и сопоставили результаты этих расчётов с тем, как часто самолёты попадали в подобные зоны в 2020 году. Расчёты показали, что все известные формы турбулентности стали возникать на высотах, на которых летают авиалайнеры, значительно чаще за последние 40 лет. В частности, общая продолжительность и частота возникновения тяжелых форм турбулентности выросла на 55% с 1979 года, в результате чего типичный авиалайнер каждый год проводит около 27 часов, а не 18 часов в подобных зонах. Аналогичным образом усилились средние (37%) и лёгкие (17%) формы турбулентности.
Как считают исследователи, авиационным компаниям уже сейчас необходимо учитывать этот феномен при техническом обслуживании самолётов, а также при выборе маршрутов, пролегающих через зоны с высоким риском турбулентности. В этом им потенциально поможет карта изменений в частоте возникновения турбулентности между 1979 и 2020 годами, которую подготовили авторы исследования.
А пассажирам авиарейсов учёные рекомендуют оставаться пристёгнутыми на протяжении всего полёта, чтобы избежать возможных травм.
 
15 июня отмечается Всемирный день ветра
Фото: wirestock / Freepik
15 июня отмечается Всемирный день ветра (Global Wind Day). Инициаторами создания столь необычного на первый взгляд праздника стали Европейская ассоциация ветроэнергетики (European Wind Energy Association, EWEA) и Всемирный совет по энергии ветра (Global Wind Energy Council, GWEC). А его цель – привлечение внимания общественности (в первую очередь, представителей энергетических комплексов разных стран) к огромному потенциалу ветроэнергетики.
По мнению экспертов, развитие ветроэнергетики поможет решить большой ряд проблем не только энергетического, но и экономического, а также экологического характера. Совместно с EWEA и GWEC национальные ассоциации ветроэнергетики и компании, занимающиеся производством энергии ветра, организуют мероприятия во многих странах по всему миру. Впервые День ветра отмечался в Европе в 2007 году, а уже к 2011 году мероприятия были организованы в 30 странах на 4 континентах. Мероприятия включали посещение береговых и оффшорных ветряных электростанций, информационные кампании, демонстрацию устанавливаемых в городах турбин, мастер-классы по ветроэнергетике и парад ветра.
Начиная с 2018 года, WindEurope и GWEC запустили глобальный фотоконкурс «Ветер будущего», чтобы запечатлеть силу ветра в преддверии Всемирного дня ветра.
Ветер – это не только «зелёная» энергетика, ветер – это и один из главных формирующих погоду факторов. Кстати, в авиации ветер по направлению различается на метеорологический и штурманский: метеорологический ветер показывает откуда он дует, так как метеорологу важно, откуда придут изменения в погоде, а штурманский ветер – обратный по направлению, он показывает куда ветер дует, так как для штурмана важно куда его летательный аппарат будет сносить.

Материал из открытых интернет-источников


Специализированные сайты и сайты филиалов